КАК ПОДВИГ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ СТАЛ ЧАСТЬЮ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ?

Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА

Сегодня мы вспоминаем подвиг 40 Севастийских мучеников – воинов-христиан, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в городе Севастия, находящемся сейчас на территории современной Турции, в 320 году, во времена правления императора Лициния.

Эти воины происходили из Каппадокии и служили в римском XII Молниеносном легионе (Legio XII Fulminata), который стоял в Севастии. Когда военачальник Агрикола потребовал от них принести жертву языческим богам, то они отказались, показывая свою верность Христу. В наказание за отказ их раздели и заставили стоять на льду озера, а рядом поставили теплую баню, чтобы соблазнить их отречься от веры. Лишь один из воинов, не выдержав холода, побежал к бане и, едва войдя туда, сразу же умер.

Тем временем один из римских стражников, Аглаий, пораженный стойкостью христиан, сам снял одежду и присоединился к мученикам в их стоянии в ледяной воде. Видя, что воины не замерзают, римляне перебили им голени, а затем сожгли их тела. Останки мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Однако, согласно преданию, через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и повелели ему похоронить их останки. Епископ с клириками ночью собрал кости, которые ярко светились в воде, и с почестями предал их земле.

В Византийской Церкви крепко укоренилось почитание мужественного подвига 40 Севастийских мучеников. Тем не менее интересно проследить, почему с самого начала христианства на Руси этот праздник особенно стал почитаться верующими.

 

Можно начать с того, что здесь христианство, как и в других случаях, адаптировало и поменяло смысл языческого праздника весеннего равноденствия. Согласно народным поверьям, в этот день из теплых краев возвращались жаворонки, а за ними и другие перелетные птицы, которые считались вестниками долгожданной весны. С этими птицами были связаны различные обряды, направленные на «призыв» весны или «кликанье весны». Церковь позволила народным обычаям обрести новый, христианский смысл. Так, булочки в виде жаворонков, которые раньше символизировали приход весны, стали ассоциироваться с 40 Севастийскими мучениками. Благодаря этому праздник получил второе, народное название – Сороки, с ударением на первый слог, объединив в себе как христианскую, так и древнюю традиции.

Помимо этого аспекта, есть еще интересная гипотеза причины распространения этого праздника на Руси. Связана она с исторической проблемой первого митрополита Русской Церкви. Традиционно первым митрополитом именуется Михаил или Леон (Леонтий). Однако польский исследователь-слависта Анджей Поппе выдвинул и обосновал свою гипотезу о том, кто мог быть митрополитом Руси во времена святого Владимира. На основе анализа различных источников Поппе пришел к выводу, что эту роль мог выполнять Феофилакт, бывший митрополит Севастийский, который был греком по происхождению. Ученый установил, что в конце X века, при императоре Василии II, в Севастии – армянском городе на востоке Малой Азии, недалеко от Кавказа, находился русский военный отряд, о чем упоминают исторические документы. И Феофилакт, занимавший в то время кафедру в Севастии, поддерживал политику императора, но во время восстания Варды Фоки был изгнан мятежниками и вынужден бежать в Константинополь. Поппе предполагает, что именно Феофилакт, уже знакомый с руссами по Севастии, был направлен в Киев в качестве митрополита после Крещения Руси святым Владимиром.

Эти воины происходили из Каппадокии и служили в римском XII Молниеносном легионе (Legio XII Fulminata), который стоял в Севастии. Когда военачальник Агрикола потребовал от них принести жертву языческим богам, то они отказались, показывая свою верность Христу. В наказание за отказ их раздели и заставили стоять на льду озера, а рядом поставили теплую баню, чтобы соблазнить их отречься от веры. Лишь один из воинов, не выдержав холода, побежал к бане и, едва войдя туда, сразу же умер.

Тем временем один из римских стражников, Аглаий, пораженный стойкостью христиан, сам снял одежду и присоединился к мученикам в их стоянии в ледяной воде. Видя, что воины не замерзают, римляне перебили им голени, а затем сожгли их тела. Останки мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Однако, согласно преданию, через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и повелели ему похоронить их останки. Епископ с клириками ночью собрал кости, которые ярко светились в воде, и с почестями предал их земле.

В Византийской Церкви крепко укоренилось почитание мужественного подвига 40 Севастийских мучеников. Тем не менее интересно проследить, почему с самого начала христианства на Руси этот праздник особенно стал почитаться верующими.

Почитание мучеников также напоминало о важности единства и взаимной поддержки, что было особенно важно для общинного уклада жизни на Руси. Их подвиг близок для русского народа, который часто сталкивался с военной угрозой, особенно религиозного характера. Мученики явили собой идеал защитника Отечества, поэтому на Руси их почитали как покровителей воинов и поборников веры.

Таким образом, этот праздник укрепился на Руси в силу исторических событий, а также в силу глубокой духовной симпатии к их святости и подвигу. Мученичество 40 Севастийских воинов стало символом непоколебимой веры, мужества и готовности отдать жизнь за Христа. Их история вдохновляет верующих на стойкость в испытаниях и напоминает о силе единства людей в вере.

Николай Герасимов

По материалам официального сайта Сретенского монстыря https://monastery.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *